Декоративно - прикладное 

искусство   Грузии 

XIX-XX вв.


<НАБОР ОТКРЫТОК
>



Активное вторжение в жизнь декоративных изделий как бы по контрасту рождает устойчивый интерес к непреходящим ценностям многовекового народного искусства. 
Комплект открыток (их можно приобрести в книжных магазинах  г. Тбилиси) знакомит с некоторыми образцами декоративно-прикладного искусства, хранящимися в Государственном музее Грузии и в Государственном музее искусства народов Востока. 

Грузинское декоративно-прикладное искусство прошло долгий и сложный путь своего развития. Об этом говорят хранящиеся в фондах Государственного музея Грузии экспонаты: изделия из керамики, металла, дерева, кости, рога и ковры.

Первые образцы декоративно-прикладного искусства на территории Грузии датируются VII тысячелетием до н. э. В поселениях этого периода обнаружены остатки керамической посуды и человеческие фигурки из глины. Позже, в IV—III тысячелетиях до н. э., вместе с керамическими входят в употребление и металлические изделия. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к III тысячелетию до н. э. Во II тысячелетии до н. э. количество образцов ювелирного искусства растет. Тогдашние златокузнецы в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья.

Средневековое ювелирное искусство достигло своего наивысшего расцвета в XI—XIII веках. В XVI—XVII веках оно, как и вообще грузинское искусство, попало под влияние иранского искусства, но не утратило своих традиционных технических приемов и глубоко национального содержания.

Искусство златокузнецов самого большого расцвета достигло в Грузии в XIX веке. Лучшие образцы создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Рядом с грузинскими работали армянские, русские и дагестанские мастера, в созданных ими произведениях легко читаются грузинские мотивы.

Среди изделий златокузнецов, кроме женских украшений, традиционной считалась столовая утварь (кубки, чаши, кувшины, рога-канци). Обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью оружие — пистолеты и кинжалы, а также газыри, портупеи, пояса.

Грузинские мастера, начиная с раннефеодального периода, при художественной обработке ценных (благородных) металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX—XII веках. Эмалью, особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения: церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. В XIX — XX веках грузинские мастера продолжают работать в технике эмали.

В XVIII—XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы (кирпич, черепица). В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии — Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т. д. В производстве керамики ясно прослеживаются вековые народные традиции. В горных районах керамикой занимались в основном женщины. Они изготовляли печи (тоне), горшки, кеци — глиняные приспособления для выпечки лепешек. Изготовлением керамической посуды для воды и вина занимались главным образом мужчины.

Большое место в быту грузинского народа занимала керамика с глазурью. Мастера всегда старались придать изделию красивый внешний вид, изысканные, утонченные формы.

Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев (хевсур). Изготовление каждого предмета требовало высокого художественного вкуса и большого труда. С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе.

 

Г. В. Джалабадзе, зав. отделом этнографии
Государственного музея Грузии,
доктор исторических наук

 


Открытки  >>


Автор Реваз Жгенти
Hosted by uCoz