![]() |
[Главная] [Крепость] [Монастырь] [Природа и окрестности] [Карта] |
|
|
![]() |
|||||
|
|||||
![]() |
|||||
|
|||||
Приблизительно спустя два века после принятия Грузией христианства, в Грузию из сирийского монастыря Симеона Столпника прибыли проповедовать слово божье тринадцать старцев во главе с отцом Иоанном. Местом деятельности Иоанн избрал Зедазенскую гору. Тринадцать святых сирийских (каппадокийских ) отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника и в других монастырях Сирии и Месопотамии с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению. Святой Иоанн Зедазнийский, глава этих подвижников, получил духовное образование в Антиохии. О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. В молодые годы он принял монашество и предался уединенной аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников, из числа которых святой Иоанн Зедазнийский избрал по жребию 12 человек и, исполняя повеление Божией Матери, отправился с ними в Грузию. Во Мцхета, древней столице Грузии, они, перейдя "немокрыми ногами" реку Куру, были радостно встречены народом, царем Парсманом (542-557) и Католикосом-Архиепископом Евлавием (552-560). Летописцы повествуют, что святые каппадокийские отцы обратились к встречавшим их на грузинском языке, а войдя в соборный храм Светицховели и простершись ниц перед Животворящим Столпом славили и благодарили Бога. По благословению Католикоса Евлавия святой Иоанн вместе с учениками поселился на горе Зедазени (отсюда наименование святого Иоанна - Зедазнийский), где некогда было языческое капище и возвышался идол. Подвижники жили в шалашах, питались травами и кореньями, постоянно пребывая в молитве и духовных размышлениях. К ним притекало множество больных, получавших исцеления по их молитвенному предстательству. Святому Иоанну явилась во сне Божия Матерь и повелела ему послать своих учеников по разным местам Грузии для проповеди Слова Божия и пастырского назидания. Выслушав наставления святого Иоанна, одни ученики отправились в Кахетию, другие в Карталинию."Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устроили в народе гражданственность..." Разослав своих учеников, святой Иоанн Зедазнийский оставил при себе диакона Илию и углубился в молитвенные подвиги. Святой Иоанн сумел противостоять козням злых духов, которых изгнал Именем Христа из пределов Мцхета. По молитве святого Иоанна на горе Заден заструился источник целебной воды. Получив откровение о своей смерти, преподобный Иоанн призвал к себе учеников - святого диакона Илию и святого Фаддея Степанцминдского, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте его подвигов. Причастившись Святых Таин, преподобный Иоанн увидел отверстое небо и воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых. В духовном восторге он предал свою праведную душу Господу. Кончина святого Иоанна последовала между 557 и 560 годами, при Католикосе Макарии (553-569). Ученики его, позабыв завещание преподобного, в сопровождении сонма духовенства перенесли тело святого в монастырь у подножия горы Заден и положили его в особом склепе. Но земля вокруг заколебалась и сотрясения ее не прекращались до тех пор, пока тело святого Иоанна не было положено в пещере на вершине горы, как завещал преподобный. В Х веке при Католикосе - Архиепископе Клименте (908-923) на южной стороне этой пещеры была построена церковь в честь Иоанна Крестителя, так что святые мощи Иоанна Зедазнийского оказались в ее приделе, у жертвенника. Они были прославлены многими знамениями милости Господней .Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в VII-VIII вв. вблизи устаревшей крепости.Монастырь Иоанна Зедазенского – трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря – 13х13 метров, высота – 10,7 метра. Северная стена монастыря – глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг. В восточной части храма расположен алтарь, над которым имеются три оконца, толщина стен – 0,8 метра, ширина южных ворот – 1,35 метра, высота – 2,2 метра; ширина западной калитки – 0,95 метра. Колокольня монастыря Иоанна Зедазенского сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 – 531 г. Иоанн Зедазенский, в центре храма – Гиви Заалович Гурамишвили – дядя жены Ильи Чавчавадзе – Ольги. На северной стене храма до наших дней сохранилась картина неизвестного живописца VII века – «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазенская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен преемник Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542)У Зедазенской церкви бьет источник, воды которого скопляются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги». Для монахов Зедазенского монастыря «целебный» родник служил в прошлом источником немалых доходов. В 1705 г. верхняя Зедазенская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазенского, расположенный в средней части горного склона. С 1479 года Зедазенский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе- Гурамишвили. В последующие годы Зедазенский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен. Долгое время Зедазенский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазенскую обитель, по повелению экзарха Грузии Паладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр Окропиридзе. Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазенского . Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов – грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазенского монастыря».В 1889 г. эпископ Александр Окропиридзе полностью реставрировал монастырь Иоанна Зедазенского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а так как Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, то и монахи вскоре покинули Зедазенскую обитель. С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазенского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели. В Зедазенском монастыре Эстате Кереселидзе продолжал неустанно трудиться - он писал музыку для духовных песнопений, работал над составлением церковного календаря и собирался даже открыть в монастыре типографию, а в 1945 году он передал свою богатейшую библиотеку Государственному музею Грузии. Эстате Кереселидзе скончался восьмидесятилетним старцем и похоронен у южной стены Зедазенского монастыря. После смерти Кереселидзе в его архиве найдены ценнейшие заставки и офорты, исполненные на дереве первым грузинским ксилографом и выдающимся графиком Григорием Павловичем Татишвили (1838-1911), который изучал и использовал в своих работах орнаменты, украшающие монументальные памятники грузинской культуры. Изданный Татишвили альбом под названием «Грузинская резьба» был удостоен премии на Всемирной парижской выставке 1900 года.Во время деятельности патриарха Всея Грузии Святейшего и Блажейнешего Ильи II монастырь возобновил свою деятельность.
|
|||||
|
||
[Главная] [Крепость] [Монастырь] [Природа и окрестности] [Карта] |
||
|